Как начиналось "Лебединое озеро"

18 сентября 2018 года Большой Театр открывает свой балетный сезон спектаклем «Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича.

Музыка к этому балету была написана великим русским композитором П. И . Чайковским. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних. Но подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя.

К этому балету слава пришла благодаря постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова, которая увидела свет 15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге. Главные партии исполнили Павел Гердт и Пьерина Леньяни.

Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясенный как смертью Чайковского, так и своими личными потерями, Петипа заболел. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова. Высоко оценив хореографические находки Иванова, Петипа поручил ему лебединые сцены. Таким образом четыре акта были поделены между двумя балетмейстерами. Хореография лебединых актов (второй и четвёртый) принадлежит Льву Иванову, а первый и третий – Мариусу Петипа. В большинстве редакций зачастую оставляют неизменными именно лебединые акты, когда первый и третий в полной мере отдаются таланту хореографа.

Даже человек далекий от балета, увидев на телеэкране четверку танцовщиц в белых пачках, взявшихся крест-накрест за руки, узнает маленьких лебедей. Вторая картина по сей день остаётся шедевром русского балета. До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение. «...Открытия Льва Иванова в «Лебедином озере» являются гениальным «прорывом» в XX век», — пишет В. Красовская.

Лев Иванов в силу своей стеснительности всю жизнь держался в тени Мариуса Петипа. А со временем стало ясно, что он-то и есть настоящий реформатор мировой хореографии.